
Я никогда не был гопником, хотя в юности доставил родителям достаточно
проблем. Никогда не посягал на личную собственность и с отвращением
отношусь к людям, которые на это способны. И несмотря на это, все равно
по молодости вляпался в большой раскрученный лохотрон. В качестве
винтика огромной машины. Дело было так.
Лет 15 назад по
объявлению я устроился работать в туристическую компанию. Прошел
трехдневное обучение. И приступил к работе. Зарплату нам не платили,
только процент от продаж. Продавали мы продукт, чем-то похожий на
тайм-шер. В те годы это слово было ругательным, связка "тайм-шер –
значит, лохотрон" прочно сидела у людей в мозгах. Поэтому наш продукт
позиционировался как "мы не тайм-шер, мы лучше, потому что…"
Потенциальных
клиентов привлекали двумя способами. Одним звонили по телефону,
говорили, что они выиграли приз и приглашали забрать его. Другим прямо
на ВДНХ вручали купон с приглашением посетить "туристическую выставку". И
тех и других приглашали только с супругом.
Офис располагался в
одном из павильонов ВДНХ. Внизу располагались стойки, за которыми
происходил первый контакт с клиентом. Их выстраивали в очередь, чтобы
можно было в течение нескольких минут рассмотреть и проанализировать. У
стойки с клиентом завязывали нехитрый диалог, и выявлялись те, кто не
подходил. Например, студенты и пенсионеры. Им вручали простенький
сувенир и тихо выпроваживали через другой вход.
Остальных
приглашали на второй этаж, у нас это называлось "на деку". Там клиенту
представляли менеджера, "который расскажет вам о нашем клубе". Менеджер
назывался красивым словом "рэп". Ничего общего с хип-хопом, просто
сокращение от английского "представитель". Именно здесь я и работал.
Сценарий
разговора с клиентом был прописан до мелочей. Нас научили, когда и как
улыбаться, о чем говорить, какие темы и как подавать. Научили, как
нравиться людям и вызывать у них доверие. Целью было возбуждение у
клиентов эмоций и провокация немедленной покупки продукта. Уже через
много лет я понял, насколько была проработана технология. В ней были и
таблицы с финансовыми расчетами, и видеозаписи и красочные буклеты. Нас
заставляли определенные фразы учить наизусть. Тогда я еще ничего не знал
про НЛП и наличие у каждого человека основного канала восприятия –
зрения, слуха или ощущений. А фразы воздействовали на каждый канал по
очереди, какой-нибудь да сработает. Еще нас выдрессировали работать с
возражениями клиента, сейчас этому учат на любом бизнес-тренинге.
Бесценный опыт общения, жаль, что я там так недолго продержался.
На
работу с клиентами отводилось полчаса. Тем, кто устоял, вручали сувенир
и выпроваживали. А тем немногим, которых удавалось развести на покупку,
предлагали машину, чтобы съездить домой за деньгами. Это называлось еще
одним модным ныне словом "пикап". В банках тогда держать деньги боялись
и у людей под матрасом скапливались изрядные суммы. Технология это
учитывала.
В целом клиенту предлагался качественный продукт. Но
по безумной цене. Не зная, как сказать "нет", люди велись и покупали. И
большая часть клиентов на следующий день приходила в себя. Но было
поздно, деньги назад не возвращали, скандалы жестко пресекались.
Я
продержался всего несколько дней, о чем сейчас очень жалею. Не то чтобы
у меня проблемы с коммуникациями, но работа с клиентами оттачивалась
там до безумной остроты. Однажды я воспользовался опцией "позвать
старшего". Если чувствуешь, что клиент денежный, но может сорваться,
можно позвать опытного рэпа и он подключится. К нашему столику подошла
женщина лет 30. До этого я несколько раз общался с ней в курилке. Еще
видел, как она с кем-то лениво ругалась. В общем, обычный человек, не
тихоня и не стерва, да и внешность так себе. А когда она села за стол,
как будто включился яркий свет. Лицо засветилось изнутри, улыбка
обжигала огнем, меня поразило невероятное
обаяние. Она сказала всего несколько общих фраз. За пару
секунд я влюбился по уши. Поплыли и клиенты – пара средних лет. Причем
поплыли здорово, не на шутку расстроились, что у них нет денег купить
такой чудесный продукт у таких замечательных людей. Через несколько
минут она закрыла диалог, проводила клиентов и… вышла из образа.
Спокойно сказала мне "ты ошибся там-то и там-то, а здесь молодец" и
ушла. А я вспомнил слова обучавшего нас инструктора-француза "женьщьина
дольжна бьить немношка сьука, чьуть-чьуть блиать".
А по утрам нас
строили и зачитывали доходы за вчерашний день. Они измерялись десятками
тысяч долларов. То есть 10-15 человек из нескольких сотен ежедневно
расставались с несколькими тысячами долларов. По тем временам большие
деньги. Но клиенты не переводились, лохотрон работал еще долго, через
пару лет, помню, "Аргументы и факты" об этом писали. Но я уже работал в
банке, и иметь дело с цифрами мне было гораздо легче…
|